На конференции “Российская электроника” обсуждали конкурентоспособность и совместимость отечественного ПО и собственного “железа”. Говорили о “единстве многообразия” — стоит ли ждать, пока в рыночной экономике выживет сильнейший или доверить выбор государству.
У российского ИТ-рынка есть два пути развития, говорит старший вице-президент по информационным технологиям “Ростелекома” Кирилл Меньшов. Эволюционный: ждать, когда из двух десятков отечественных решений “в дикой природе” выживает самый крепкий. Но на это может уйти 10-15 лет.
“Или волюнтаристский путь, — продолжает Меньшов. — Представляет собой объединение и выкуп конкурентов”.
В Ростелекоме видят второй путь более жизнеспособным.
Гендиректор “Мой офис” Андрей Чеглаков предлагает более “авторитарный” подход.
“Все говорят про инженерные решения, но не про продукты, — объясняет Чеглаков. — А говорить нужно об унификации”. По его словам, не нужно плодить решения, а выбрать одно, субсидировать его и целенаправленно развивать.
Право и ответственность за выбор Чеглаков считает правильным доверить властям.
“Процесс миграции — мучительный и длительный процесс”, — вспоминает эксперт цитату одного зарубежного вендора, обращенную своим клиентам.
“Государство могло бы управлять спросом, — считает глава “Моего офиса”, — чтобы на рынке не плодились решения, а соревновались готовые продукты, удобные клиентам”.
Говорили и про технологическую независимостью — новый оборот, который теперь принято использовать в дополнение к импортозамещению.
“Мы сталкиваемся с нехваткой самой российской электроники, её возможных мощностей и тем, как этот рынок регулируется на критических объектах инфраструктуры”, — говорит замглавы компании ГК 1520 Павел Середа.
Для своих решений там используют российскую базу и ту, которую требует заказчик. Что касается работы по кибербезопасности, Павел Середа приводит пример Германии. На немецких железных дорогах — отдельный подрядчик, чьи решения не продаются и не выходят в открытый доступ.
Про новые независимые разработки рассказывали и в компании “Криптософт”. Речь о популярных сейчас квантовых коммуникациях.
“У нас собственная операционная система, написанная с нуля в России, и это не Linux, — говорит замдиректора “Криптософт” Евгений Букин. — Архитектурно ОС похожа на семейство Windows”.
По словам Букина, софт работает на процессорах Эльбрус, Байкал и Комдив. Участники ИТ-рынка говорили о требовании властей перейти к 2025 году на отечественное оборудование и ПО на всех объектах критической инфраструктуры.
“Я не вижу никаких рисков перехода на отечественные решения, — говорит Павел Середа из КГ 1520. — То же самое касается управления и технологического ПО. Проблема в том, чтобы принять волевое решение заменить зарубежный софт на отечественный и найти на это деньги”.
Источник: anti-malware