Команда Kaspersky ICS CERT опубликовала результаты расследования инцидента с участием вымогательской программы Cring. Как оказалось, для проникновения в сеть авторы атаки использовали известную уязвимость в VPN-серверах FortiGate.

Шифровальщик Cring появился на интернет-арене в конце 2020 года. В новом году злоумышленники провели серию атак с его использованием, от которых в числе прочих пострадали европейские промышленные предприятия.

Уязвимость CVE-2018-13379 в продуктах линейки FortiGate производства Fortinet открывает возможность для выхода за пределы каталога ресурса. Эксплойт позволяет удаленно и без авторизации получить аутентификационные данные для доступа по VPN — они содержатся в открытом виде в файле сеанса sslvpn_websession.

Патч для CVE-2018-13379 вышел в мае 2019 года, и с тех пор Fortinet неоднократно призывала пользователей его установить, предупреждая о возможности атак, в том числе со стороны APT-групп.

Разбор нападения Cring, проведенный специалистами «Лаборатории Касперского», показал, что злоумышленники вначале проверили VPN-шлюз на уязвимость, а затем уже проникли в сеть посредством эксплойта. С этой целью они могли провести сканирование блока IP-адресов либо просто купить готовый список уязвимых устройств FortiGate в даркнете.

Оказавшись в целевой сети, авторы атаки пустили в ход утилиту Mimikatz и с ее помощью заполучили логин и пароль администратора домена. Доступ к привилегированному аккаунту позволил им запустить на избранных машинах вредоносный PowerShell-скрипт для установки бэкдора Cobalt Strike Beacon. Его командный сервер был поднят в сетях американского хостинг-провайдера ColoCrossing.

Получив контроль над зараженной системой, злоумышленники загружали в нее cmd-скрипт, который запускал PowerShell с именем «kaspersky» и инициировал, таким образом, загрузку Cring. Активация зловреда производилась вручную.

Прежде чем приступить к шифрованию, Cring останавливает службы программ Veritas NetBackup и Microsoft SQL Server, а также службу SstpSvc, используемую для создания VPN подключений. Он также завершает процессы приложений Microsoft Office (mspub.exe) и Oracle Database (mydesktopqos.exe и mydesktopservice.exe), чтобы беспрепятственно шифровать соответствующие файлы данных.

Для удаления резервных копий, из которых можно было бы восстановить зашифрованную информацию, на диске создается cmd-скрипт kill.bat, который после исполнения удаляет сам себя.

Шифрование выполняется с использованием алгоритма AES; ключ при этом шифруется вшитым в код открытым ключом RSA длиной 8192-бит. Список файлов, подлежащих преобразованию, включает документы Microsoft Office, архивные файлы, файлы баз данных dBASE, резервные копии, созданные утилитой Microsoft Windows Backup, веб-страницы ASP.NET, PHP и Java, а также виртуальные диски. После выполнения основной задачи Cring создает RTF-файл с требованием выкупа — за возврат данных злоумышленники просят 2 биткоина, указывая два email-адреса для связи.

Аналитики не преминули отметить высокий уровень подготовки целевой атаки. В ходе разведки злоумышленники хорошо изучили целевую инфраструктуру, что обеспечило правильный выбор инструментов и тактики. Об этом говорит, например, способ маскировки вымогательской программы — ее выдали за защитное решение, используемое на предприятии (Kaspersky). В пользу такого вывода свидетельствует также выбор серверов для шифрования: потеря доступа к ним может вызвать сбой технологического процесса предприятия.

Успеху атаки в данном случае, по мнению экспертов, способствовали следующие обстоятельства:

  • использование устаревшей и уязвимой версии прошивки VPN сервера Fortigate (6.0.2);
  • отсутствие своевременного обновления антивирусных баз используемого защитного решения, в котором к тому же на момент атаки были отключены некоторые компоненты;
  • слабые настройки прав доступа в доменных политиках и доступа по RDP.

Источник: anti-malware