Зачем американцам настолько сложное вооружение, если перспективы его использования до сих пор крайне туманны?
Армия США столкнулась с рядом проблем в разработке оружия направленной энергии (лазерного оружия) для противовоздушной обороны. Среди них, как минимум, вопросы доступной производственной стоимости этого высокотехнологичного вооружения и возможности его обслуживания прямо на поле боя, сообщают представители ведомства, знакомые с ходом работ.
Генерал-лейтенант Даниэль Карблер, глава Командования космической и противоракетной обороны США, заявил на недавнем симпозиуме по космосу и противоракетной обороне (SMD), что лазеры — крайне технически сложное оборудование.
Именно поэтому процесс замены вышедших из строя компонентов такого оружия неминуемо ведёт к многочисленным трудностям. Под боком банально нет склада со всеми нужными запчастями, да и стоят они по-настоящему космических денег. Кроме того, в большом дефиците грамотные специалисты, способные осуществить замену того или иного компонента, да ещё и в полевых условиях.
Выступающий на том же симпозиуме генерал-майор Шон Гейни, возглавляющий Объединённое управление по противодействию малым беспилотным авиационным системам, сказал, что самой большой проблемой, по его мнению, является обеспечение устойчивости в полевых условиях. Он отметил, что было трудно поддерживать в рабочем состоянии сразу несколько систем лазерного оружия в районе операций командования вооружённых сил США в Африке.
Тем временем, генерал-лейтенант Роб Раш, директор Управления оперативных возможностей и критических технологий армии США, заявил, что одной из важнейших проблем всё ещё остаётся то, как конкретно армия будет использовать эти системы в бою.
«Направленная энергия — это та область, в которой мы мало что знали, когда решили её интегрировать. Не только о том, как производить такое вооружение, но и о том, как вообще мы собираемся его использовать», — объяснил Раш.
Несмотря на то, что несколько прототипов высокомощных лазеров уже прошли реальные испытания в полевых условиях, спустя годы после решения о внедрении лазерного оружия вопросы ведомства до сих пор никуда не делись.
«Чего мы ещё не знаем о системах направленной энергии, так это того, как конкретно можно использовать их на поле боя. Против каких целей грамотно применять лазеры, как эффективно интегрировать направленную энергию и традиционные ракеты ПВО в боевое пространство?», — сказал Раш аудитории симпозиума.
В общем, работы ещё предостаточно. После первых испытаний специалисты, уже знакомые с оборудованием, займутся разработкой руководств по эксплуатации столь сложной техники для рядовых военных, а также различных тактик и методов её применения.
Как именно американская армия в конечном итоге примет на вооружение лазерную систему противовоздушной обороны — решение коллективное. В его принятии будет задействовано множество различных ведомств. Так или иначе, складывается стойкое ощущение, что армия США явно поспешила с интеграцией лазерного оружия в свой боевой арсенал.
Гигантские затраты на лазеры и прочие современные чудеса техники оправданы лишь в том случае, если точно знать, как применять их с максимальной пользой и минимальным вредом. В противном случае есть риск потратить огромные средства впустую или даже навредить тем, кого изначально хотели защитить.
Именно поэтому так важно не столько создавать новейшее вооружение, обгоняя другие страны, но и тщательно изучать возможности его применения, разрабатывая конкретные стратегии и тактики ещё до фактического производства.
Источник: securitylab