Причина — застрявший между педалями iPad.
Вертолет Boeing CH-47D, который занимался тушением лесного пожара на реке Салмон 21 июля 2022 года, начал внезапно вращаться налево и через 13 секунд упал в воду. На видео, снятом очевидцами, видно, как вертолет продолжает крутиться против часовой стрелки, пока не упал в реку.
На месте происшествия пожарные быстро вытащили из воды пилота Томаса Хейса, 41 год, и второго пилота Джареда Берда, 36 лет, но оба скончались от полученных травм.
Национальное управление по безопасности транспорта (NTSB) еще не опубликовало окончательный отчет о катастрофе, в котором будет указана вероятная причина аварии. Однако в недавно открытом досье по делу содержится “Сводка обследования образцового вертолета и iPad”, которая детализирует, как следователи установили источник повреждения iPad экипажа, который был извлечен из реки с тремя отчетливыми царапинами и изгибом с задней стороны корпуса к экрану.
iPad Apple и другие так называемые электронные полетные сумки (EFB) стали распространенным оборудованием в кабинах самолетов, используемым для планирования полетов, как дополнительное навигационное средство и для замены бумажных документов, среди прочего.
Следователи NTSB провели свое исследование с использованием образцового вертолета CH-47D с конфигурацией кабины, аналогичной той, что была на аварийном вертолете. Во время аварийного полета пилот сидел на левом сиденье, а второй пилот — на правом.
Используя вспомогательную мощность для активации гидравлической помощи, следователи сначала выдвинули левую педаль пилота вперед, что привело к тому, что левая педаль второго пилота также двинулась вперед. (Левая педаль используется для начала рыскания налево и/или остановки рыскания направо и наоборот.)
Затем следователи поместили iPad исследования между левой педалью и каркасом вертолета, рядом с опорной сборкой скольжения пятки, на стороне второго пилота. Когда давление на левую педаль пилота увеличилось, iPad упал и застрял между левой педалью и опорной сборкой скольжения пятки. Это помешало педалям вернуться в центральное положение, а также оказывало давление на рычаг регулировки левой педали второго пилота.
Когда давление было приложено к правой педали пилота, iPad был сжат между педалью и опорной сборкой скольжения пятки. Царапины на извлеченном iPad соответствовали острой, вертикальной металлической части сборки под скольжением пятки.
Дополнительное давление на правую педаль заставило iPad оказывать больше давления на рычаг регулировки педали второго пилота. Обследование обломков аварийного вертолета показало, что левая педаль второго пилота была на самой передней регулировке, а правая — на средней.
Согласно следователям, рост второго пилота составлял 178 сантиметров. Во время исследования, с пристегнутыми ремнями безопасности и сиденьями, отрегулированными для удобства, ни немного меньший (170 см), ни немного больший (188 см) человек не мог достать iPad в его застрявшем положении.
Следователи также отметили, что шлем полета второго пилота еще больше усложнил бы любые попытки извлечь iPad, так как шлем сталкивался бы с козырьком над приборной панелью.
Энди Эванс, директор консалтинговой компании по безопасности авиации Aerossurance, сказал, что хотя операторам обычно требуется проводить оценку рисков перед внедрением EFB, часто нет явного требования учитывать риск EFB как свободного объекта.
“Надеюсь, что эта авария заставит операторов внимательно посмотреть на все возможные свободные предметы в кабинах и надежно закрепить ценные инструменты и источники ориентирования в пространстве, такие как EFB”, — написал он Vertical по электронной почте.
Источник: securitylab